Ответ
Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) предусмотрена возможность осуществления закупок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) (далее – закупка у единственного поставщика).
Частью 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ установлено, что порядок заключения и исполнения договоров, а также случаи осуществления закупок у единственного поставщика устанавливаются в Положениях о закупках.
При этом контролирующими органами отмечается недопустимость включения в перечень случаев проведения закупок у единственного поставщика всех закупок.
Основными критериями проведения закупочных процедур у единственного поставщика являются:
1) наличие закупаемой продукции только у конкретного поставщика (подрядчика, исполнителя) (например, договор поставки товаров выполнения работ, оказания услуг, которые входят в сферу деятельности субъектов естественных монополий);
2) обладание поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исключительных прав в отношении данной продукции либо оказание услуг водоснабжения, водоотведения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения, подключение (присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам);
3) если проведенные ранее процедуры закупок не состоялись либо существует срочная потребность в продукции, в том числе вследствие чрезвычайного события.
Законом № 223-ФЗ заказчикам предоставлена возможность неразмещения в Единой информационной системе информации о закупках, а именно, извещения, документации и проекта договора.
При этом указанная обязанность может быть установлена Положениями о закупках.
Также контролирующими органами выявляются факты нарушения требований части 15 статьи 4 Закона № 223-ФЗ, которой установлена обязанность по включению в планы закупок сведений о проведении закупок, а также по включению в реестры договоров (в течение 3 рабочих дней) сведений о заключении договоров по итогам закупок (часть 2 статьи 4.1 Закона № 223-ФЗ).
Необходимо отметить, что указанными нормами установлены исключения из требований. В частности, размещению не подлежат сведения:
1) о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает сто тысяч рублей. В случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем пять миллиардов рублей, заказчик вправе не размещать в единой информационной системе сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает пятьсот тысяч рублей;
2) о закупке услуг по привлечению во вклады (включая размещение депозитных вкладов) денежных средств организаций, получению кредитов и займов, доверительному управлению денежными средствами и иным имуществом, выдаче банковских гарантий и поручительств, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме, открытию и ведению счетов, включая аккредитивы, о закупке брокерских услуг, услуг депозитариев;
3) о закупке, связанной с заключением и исполнением договора купли-продажи, аренды (субаренды), договора доверительного управления государственным или муниципальным имуществом, иного договора, предусматривающего переход прав владения и (или) пользования в отношении недвижимого имущества.
Информация о таких закупках не включается в план закупок и в реестр договоров, независимо от их суммы (за исключением установления данной обязанности в Положениях о закупках).
Кроме того, при размещении сведений о договоре с единственным поставщиком необходимо указывать цену единицы товара, работы, услуги. Результаты исполнения договора необходимо размещать по итогам каждой приемки и оплаты в течение 10 календарных дней.
При анализе контролирующими органами Положений о закупках выявляются факты отсутствия в них порядка определения и обоснования цены договора, заключаемого с единственным поставщиком, включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику в ходе исполнения договора, определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора.
Указанные нарушения образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.